Юрий Жидченко. ДОМАШНЯЯ двигательная РЕАБИЛИТАЦИЯ после ИНСУЛЬТА. +7 921 994 44 83

Веду ДОМАШНЕЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ после ИНСУЛЬТА эффективнее и доступнее ДИКИХ реабилитационных центров! Реабилитолог, физический терапевт. Ранее — СЕМЕЙНЫЙ врач, невролог, врач ЛФК. 16 лет практики в домашних условиях, более 8.500 домашних тренировок

Канис-терапия при ишемическом инсульте

Простое слепое исследование эффективности канис-терапии в реабилитации пациентов в отсроченном периоде ишемического инсульта/ / Вестник восстановительной медицины// 2013., №6., С.70-73.  (РИНЦ — 0,140)

Мальцева М.Н.4, Мельникова Е.В.1,4., Шмонин А.А1,2., Вербитская Е.В.1, Скоромец А.А.1, Иванова Г.Е.3

1 – Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова,  197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 6-8,

2 — Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова, 197341, Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, 2.

3 — НИИ цереброваскулярной патологии и инсульта РНИМУ им. Н.И.Пирогова

4 – АНО Ассоциация (Сообщество) Поддержки и Развития Канис-Терапии.

 

Резюме

Канис-терапия – технология реабилитации пациентов после инсульта с использованием специально обученных собак, в игровой форме. Методология современной канис-терапии использует принципы эрготерапии, психотерапии, лечебной физкультуры.

 

Цель исследования: оценить эффективность канис-терапии как метода реабилитации пациентов после перенесенного ишемического инсульта.

 

Материалы и методы:

В исследование было включено 50 пациентов в возрасте от 50 до 70, перенесших церебральный ишемический инсульт за 3-4 месяца до начала исследования.  Все пациенты были разделены на три группы: контрольная группа, канис-терапия и плацебо. В группе контроля пациенты получали лекарственную терапию, лечебную физкультуру и механотерапию, а, при необходимости, — занятия с логопедом — 11 человек.  В качестве группы плацебо наблюдались аналогичные пациенты, получавшие общение с собаками, но не выполнявшие упражнения реабилитационного курса канис-терапии – 11 человек. Эти пациенты также получали стандартную терапию. В группу пациентов получавших канис-терапию, вошли 28 человек. Пациенты не знали, что получали плацебо или канис-терапию. Во время занятий пациентам предлагались постепенно усложнявшиеся задания-игры с собаками, с использованием различных предметов и упражнениями на растяжение и релаксацию разных групп мышц, восстановление чувствительности, речи и движения. Игры насыщены бытовыми навыками. Все пациенты были оценены по модифицированной шкале Рэнкина до начала курса и через 3 дня после его окончания. Специалисты, проводившие оценку, не имели информации о продолжительности исследования и номере группы, в которую попал пациент.

 

Результаты:

Контрольная группа, группа пациентов, получающих канис-терапию и  группа плацебо до начала исследования не отличались по возрасту, характеру неврологического дефицита и при оценке по шкале Рэнкина (Median Test, p=0,9035). Значимой разницы между группами плацебо и контроля выявить не удалось р=0,17. То есть не систематизированное взаимодействие между пациентами и собаками не влияет на инвалидизацию, оцененную по шкале Рэнкина. Такое взаимодействие не препятствует реабилитации. Наблюдается значимое снижение инвалидизации в группе канис-терапии по сравнению с группой контроля и плацебо – p=0,002 и р=0,000096 (Mann-Whitney test). Требуется продолжить исследование канис-терапии при инсульте с использованием шкал для оценки неврологического дефицита, тревоги и депрессии.

 

Выводы:

  1. Канис-терапия – эффективный метод реабилитации пациентов в восстановительном периоде после инсульта.
  2. В основе эффекта канис-терапии как метода реабилитации заложены принципы постепенно усложняющихся заданий игр для пациентов, которые помогает выполнить специально-подготовленная собака.
  3. Простое общение собаки и пациента не приводит к необходимому лечебному эффекту и не может быть рассмотрено как канис-терапия.

 

Введение.

Ежегодно около 500 тысяч жителей России заболевают новым инсультом, 50% больных перенесших инсульт нуждаются в реабилитации. Современные принципы реабилитации подразумевают комплексный подход, учитывающий не только очаговый неврологический дефицит (парез, нарушение координации, речи и чувствительности) или когнитивный дефицит, но и расстройства эмоциональной сферы (например, постинсультная депрессия). Постинсультная депрессия встречается в 30-50% всех больных с инсультом [5, 6, 8] . У значительного числа лиц перенесших инсульт отмечается психологическая дезадаптация и снижение мотивации, не доходящая до уровня депрессии [1, 2, 10] Таким образом, оправдано развитие методик реабилитации сочетающих в себе восстановление двигательных, речевых и психических функций. Одним из таких методов является канис-терапия.

Канис-терапия – один из современных методов реабилитации пациентов после инсульта с использованием специально обученных собак в игровой форме. Методология современной канис-терапии использует принципы эрготерапии, психотерапии и лечебной физкультуры. Впервые канис-терапия была предложена и использовалась в детской психиатрии [11], длительное время использовалась в качестве психотерапевтической методики в детской и взрослой психиатрии и психологии. [3, 7] С 90-х годов прошлого века стала использоваться и как методика реабилитации в других областях медицины, включая реабилитацию [12, 13].

B России понятие “канис-терапия” было изначально  дискредитировано благодаря применению ее энтузиастами не знакомыми с методиками канис-терапии и не имеющими представления о принципах реабилитации. В результате, сформировалось достаточно распространенное мнение, что канис-терапия это “общение с собаками” и бессистемного общения достаточно для появления положительного эффекта.

В мировой науке приняты термины [4]:

  • ААТ — Animal (dog) Assisted Therapy – терапия при помощи животных (собаки)
  • ААА- Animal (dog) Assisted Activity – активность при помощи животных (собаки)
  • ААЕ — Animal (dog) Assisted Education обучение при помощи животных (собаки)
  • HAI – Human – Animal Interaction (взаимодействие человека с животным)

Анализ литературы продемонстрировал отсутствие системного подхода в проведении клинических испытаний канис-терапии. Большинство исследований демонстрируют опыт использования животных для терапии.  Практически отсутствуют исследования, выполненные по правилам GCP (маскирование групп, плацебо контроль, рандомизация и т.п.). Из литературы можно увидеть следующие недостатки при проведении исследований канис-терапии:

  • Нет описания методов работы с больным;
  • Различие в методах оценки результатов лечения;
  • Различный дизайн исследования;
  • Отличие представлений о возможностях канис-терапии;
  • Отсутствие стандартизации пациентов в исследовании;
  • Проведение исследования без учета базисной терапии.

Настоящее исследование является одним из первых, выполненных по требованиям GCP. В исследовании впервые введена группа плацебо и оценивается не простое общение с собаками, а подготовленная заранее, индивидуализированная программа, где собаки являются средством реабилитации.

 

Цель исследования: оценить эффективность канис-терепии как метода реабилитации пациентов после перенесенного ишемического инсульта.

 

Материалы и методы:

В исследование было включено 50 пациентов в возрасте от 50 до 70, перенесших ишемический инсульт головного мозга за 3-4 месяца до начала исследования. Все больные получали стандартную терапию и реабилитацию в соответствии с порядком оказания помощи больным с инсультом в РФ. Все пациенты были разделены на три группы: контрольная группа, канис-терапия и плацебо. В группе контроля пациенты получали лекарственную терапию, лечебную физкультуру и механотерапию, а, при необходимости, — занятия с логопедом — 11 человек.

В качестве группы плацебо наблюдались аналогичные пациенты, получавшие общение с собаками, но не выполнявшие упражнения реабилитационного курса канис-терапии – 11 человек (HAI – Human – Animal Intraction). В  группе плацебо были задействованы те же собаки, что и в группе канис-терапии. Эти пациенты также получали лекарственную терапию, лечебную физкультуру и механотерапию, а, при необходимости, — занятия с логопедом. В группу пациентов получавших канис-терапию, вошли 28 человек (12 мужчин и 16 женщин). В этой группе больные получали аналогичную лекарственную терапию и реабилитацию. Пациенты не знали, что получали плацебо или канис-терапию.

Для участия в исследовании собаки и их вожатые проходят специальную подготовку. Собаки специальным образом отбираются, при помощи поведенческих тестов, они должны обладать набором качеств, которые позволят работать с разными по характеру пациентами. Породы собак не имеют значения, так как селекция на необходимые качества ранее ни в каких породах не проводилась. Для канис-терапии необходимы собаки с разными типами шерстного покрова и размерами, это позволяет индивидуализировать подход к пациенту. Собаки обучены выполнению сложных команд, имеют либо доброжелательное, либо нейтральное отношения к любым действиям пациента, включая агрессию. Без команды вожатого не издают звуки (лай, скуление). Животные прошедшие обучение, экзаменуются приемной комиссией по системе “зачет — не зачет” по 28 пунктам, в случае невыполнения одного пункта теста, собака отправляется на доподготовку. Собаки прошедшие проверку вносятся в регистр, получают свидетельство, имеют имплантированный микрочип с индивидуальным номером. На собаку оформляется страховка, дважды в год проводится ветеринарное освидетельствование. Вожатый собаки также проходит обязательную подготовку и сдает экзамен на знание правил оказания первой помощи, общих принципов канис-терапии и приемов работы с пациентами.

Не включались больные с нарушениями кожных покровов (язвы, воспалительные процессы, фурункулез, пролежни), имеющие аллергическую реакцию на животных, астму, инфекционные заболевания, так как эти состояния являются противопоказанием к канис-терапии.

Курс канис-терапии включал  11 занятий по 1 часу, два раза в неделю. Занятия проводились индивидуально-групповым способом. В группы по 6-8 человек объединялись пациенты совместимые по поведению, с каждым пациентом на первых 3 занятиях работали индивидуально, в присутствии остальных членов группы. Далее, пациенты объединялись в группы по 2-3 человека на одну собаку и получали коллективное задание. Упражнения на расслабление, растяжение мышц, упражнение на восстановление чувствительности, мелкой моторики, объема движений, увеличения силы конечностей и т.п. были предложены пациентам в виде игры по уходу за собакой и ее дрессировки.

Во время занятий пациентам предлагались постепенно усложнявшиеся задания-игры с собаками, с использованием различных предметов и упражнениями на растяжение и релаксацию разных групп мышц, восстановление чувствительности, речи и движения. Игры насыщены бытовыми навыками, например использование расчесок, пользование одежными застежками и т.п, что позволяет возвращать эти навыки пациентам. При этом занятия носят игровой характер и пациент не концентрируется на неудачах. В начале курса с пациентом общается в основном собака, наученная побуждать пациента к участию в игре, по мере снижения тревожности и недоверия к людям, к занятиям подключается вожатый собаки и персонал. Занятия построены таким образом, чтобы у пациента создавалось ощущение необходимости его действия для собаки (уход, кормление) и самостоятельного управления действиями собаки. Это позволяет повышать самооценку пациента и мотивировать его к выполнению более сложных и продолжительных упражнений. Во время курса были использованы типовые игры: «Пляж» — для расслабления и снижения спастичности; игры  «Ветеринар», «Душ», «Парикмахер», «Пикник» — предлагающие пациентам маскированные бытовые навыки – расчесывания, умывания, бытовой гигиены, пользования столовыми приборами, бытовыми предметами и т.п.; игры «Гости», «День рождения» — предлагающие  навыки одевания, использования 8 видов одежных застежек, чтения, письма, а также упражнения на социализацию, восстановления когнитивных функций; игры «Цирк» и «Дрессировщик» для восстановления навыков ходьбы, функций поддержания равновесия, развития силы в конечностях, концентрации внимания.

Например, игра “Цирк” состоит из заданий: выбрать из разрозненных колец (различного цвета, размера, веса и фактуры (гладкие, с тиснением, бархатистые и т.п)) те, которые  можно одеть на шею собаке через голову. При этом больной должен решить задачу на качественную и количественную оценку предметов, сопоставить диаметр кольца и размер собаки, подобрать необходимый вес кольца, отобрать однородные кольца и одеть их  на собаку. все свои действия пациент обсуждает с волонтером, объясняя свой выбор. Отобрав необходимые предметы больной должен подозвать к себе собаку, подав ей команду голосом и специальным жестом. После одевания колец их нужно снять и сложить по цвету, размеру, фактуре, затем погладить собаку, достать из контейнера корм, дать его собаке, закрыть контейнер (необходимые предметы располагаются на столике рядом с пациентом, либо за ними нужно идти, или доставать из контейнера, в зависимости от задачи). В качестве усложнения в игру вводят двух собак разного размера, подают собаке сигнал незаметно увеличить дистанцию для увеличения амплитуды движения. Также, собаке незаметно подают команду подходить со стороны наиболее страдающей конечности и т.п. По мере улучшения, больной начинает набрасывать кольца на собаку с небольшого расстояния.

Следующий этап усложнения — пациент должен сидя вытянуть ногу, чтобы собака прошла под ней либо прыгнула, затем одеть кольцо и повторить упражнение с другой ногой. Упражнения повторяются от 1 до 10 раз каждое. На этапе тренировки стояния, собака медленно проходит между ног больного восьмеркой, на этапе тренировки ходьбы собака движется слева и справа, меняя местоположение во время остановок, затем подныривает под ногу во время медленного шагания и т.п.,

Психотерапевтическая компонента: больному объясняют, что он помогает подготовить собаку для выступлений перед больными детьми (подкрепляется демонстрацией фотографий);   больной управляет собакой, подчиняющейся ему охотно и дружелюбно; больной заботится о потребностях собаки — предлагая ей воду и еду. Все эти составляющие повышают самооценку больного. Также при помощи собаки проводится коррекция поведенческих нарушений, так собака по незаметной команде вожатого “обижается” на неправильно ведущего себя больного и активно “радуется” правильному поведению.

Все пациенты были оценены по модифицированной шкале Рэнкина до начала курса и через 3 дня после его окончания. Специалисты,  проводившие оценку, не имели информации о продолжительности исследования и номере группы, в которую попал пациент.

Для проведения статистического анализа была использована программа Statistica 6.0. Использовались непараметрические критерии из-за маленького размера выборки. Значимым считалось р<0,05.

 

Результаты:

Контрольная группа, группа пациентов, получающих канис-терапию и  группа плацебо до начала исследования не отличались по возрасту, характеру неврологического дефицита и при оценке по шкале Рэнкина (Median Test, p=0,9035). При общем межгрупповом анализе до и после лечения выявлены значимые изменения (Friedman ANOVA and Kendall Coeff. of Concordance, p<0,000001). Это позволяет использовать анализ в подгруппах. При сравнении до и после лечения в группах контроля и канис-терапии выявлены значимые изменения, р=0,013 и р=0,013 (Sign Test), соответственно. Это свидетельствует, что в группах контроля, где больные получали лечебную физкультуру, занятия с логопедом и группе канис-терапии наблюдалась положительная динамика восстановления, и уровень инвалидизации после лечения был ниже, чем до. При использовании плацебо статистически-значимой разницы до и после лечения выявить не удалось – р=0,248 (Sign Test).

При сравнении между группами после лечения также была выявлена статистически-значимая разница — p=0,001 (Median Test). Это позволяет использовать анализ между всеми группами. Значимой разницы между группами плацебо и контроля выявить не удалось р=0,17 (Mann Whitney test). То есть не систематизированное взаимодействие между пациентами и собаками не влияет на инвалидизацию, оцененную по шкале Рэнкина. Такое взаимодействие не препятствует реабилитации. Наблюдается значимое снижение инвалидизации в группе канис-терапии по сравнению с группой контроля и плацебо – p=0,002 и р=0,000096 (Mann-Whitney test), соответственно. В группе канис-терапии до лечения было 40% пациентов имеющих 4 балла по шкале Рэнкина, а после лечения все больные имели не более 3 баллов. 20% больных после лечения канис-терапией смогли достичь полней независимости – 0 баллов по шкале Рэнкина, что не наблюдалось в других группах.

Необходимые для реабилитации упражнения и действия пациенты выполняют охотнее при взаимодействии с собакой. Эффективность реабилитации выше, так как пациент имеет более сильную мотивацию к выполнению упражнений.  Упражнения,  подаваемые как игра и общение с собакой, позволяют не только мотивировать пациента выполнять все необходимые действия, но и повышают его коммуникабельность, общую  активность, а также достаточно легко снимают психологический блок неверия в собственные возможности. Так, пациенты, категорично заявлявшие о невозможности действовать паретичной  рукой при занятиях лечебной физкультурой, сразу соглашались взять двумя руками контейнер с лакомством для собаки. Такой подход позволил не только мотивировать пациентов выполнять все упражнения с необходимым количеством повторов, но и восстанавливать бытовые навыки. В процессе работы пациенты пользовались различными расческами, открывали и закрывали бытовые контейнеры (с пищей и амуницией для собак), завязывали и развязывали узлы, использовали разнообразные одежные застежки, манипулировали с игрушками различной фактуры, температуры и тяжести  и т.п. Подобный подход позволяет индивидуализировать упражнения с учетом реабилитационной задачи для каждого пациента.

Можно утверждать, что канис-терапия является эффективным средством реабилитации пациентов с инсультом. Но простое общение собаки и пациента с инсультом не приводит к необходимому лечебному эффекту и не может быть рассмотрено как канис-терапия. Дальнейшее развитие этого метода как одного из этапов реабилитации больных с инсультом может быть рассмотрено как эффективное и перспективное.

В настоящей статье и работах коллег можно выявить ряд ограничении при исследовании канис-терапии. Для повышения качества подобных исследований в будущем важным будет внести ряд улучшений:

  • Требуется повторная оценка эффективности канис-терапии через 3 месяца.
  • Необходимо использовать несколько шкал для оценки неврологического дефицита, двигательной активности, депрессии и тревоги, когнитивного дефицита — шкала Бартела, индекс мобильности Ривермид, шкала депрессии Бека, тест самооценки тревог и краткая шкала оценки психического статуса (MMSE).
  • Необходимо маскирование групп при проведении статистического анализа. Маскировать группу от волонтеров и врачей задействованных в канис-терапии невозможно.
  • Целесообразным будет выделение подгрупп пациентов с нарушением функции руки, пациентов с нарушением функции ходьбы, с сенсорным парезом, афазией, дизартрией, с депрессией и другими. Возможно, будет перспективным разрабатывать отдельные приемы или игры для конкретного неврологического дефицита.

 

Выводы:

  1. Канис-терапия – эффективный метод реабилитации пациентов в восстановительном периоде после инсульта.
  2. В основе эффекта канис-терапии как метода реабилитации заложены принципы постепенно усложняющихся заданий игр для пациентов, которые помогает выполнить специально-подготовленная собака.
  3. Простое общение собаки и пациента не приводит к необходимому лечебному эффекту и не может быть рассмотрено как канис-терапия.

 

Список литературы:

  1. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Методология исследования качества жизни в контексте психосоматических и соматопсихических соотношений Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2006. Том 03, № 4.
  2. Янковская Е.М. Комплексный подход к психотерапевтическому сопровождению семей больных, перенесших инcульт// Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 2008, С. 168.
  3. Barker S.B., Dawson K.S. The effects of animal-assisted therapy on anxiety ratings of hospitalized psychiatric patients. Psychiatr Serv. 1998 Jun; 49(6): P.797-801.
  4. Beetz A., Uvnäs-Moberg K., Julius H., Kotrschal K. Psychosocial and psychophysiological effects of human-animal interactions: the possible role of oxytocin. Front Psychol. 2012; 3: 234. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00234.
  5. Burvill P.W., Johnson G.A., Jamrozik K.D., Anderson C.S., Stewart-Wynne EG, Chakera Anxiety disorders after stroke: results from the Perth Community Stroke Study. Br. J. Psychiatry. 1995 Mar; 166 (3): P.328-32.
  6. Eastwood R., Kennedy J. Pseudodementia. Br. J. Psychiatry. 1989 Dec; 155: P.870-871
  7. Eddy J., Hart L.A, Boltz R.P. The effects of service dogs on social acknowledgments of people in wheelchairs. J Psychol. 1988 Jan; 122(1): P.39-45.
  8. Fedoroff J.P., Lipsey J.R., Starkstein S.E., Forrester A., Price T.R., Robinson R.G. Phenomenological comparisons of major depression following stroke, myocardial infarction or spinal cord lesions. J Affect Disord. 1991 May-Jun; 22(1-2): P.83-89.
  9. Fine A. Animal-assisted therapy. Theoretical foundations and guidelines for practice. San Diego, CA, US: Academic Press. (2000).
  10. House A., Dennis M.,Mogridge L., et al. Mood disorders in the year after fist strouke. Br.J. Psychiatry 1991; 158:83-92.
  11. Levinson B.M. Pets, child development, and mental illness. J Am Vet Med Assoc. 1970 Dec 1; 157(11): P.1759-1766.
  12. Rubenstein D.A., Debboun M., Burton R. Canine-assisted therapy in military medicine. Perspectives: commander’s introduction. US Army Med Dep J. 2012 Apr-Jun:1-4.
  13. Willis D.A. Animal therapy. Rehabil Nurs. 1997 Mar-Apr; 22(2): P.78-81.

 

Координаты автора для связи:

Шмонин Алексей Андреевич к.м.н., ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии с клиникой,  врач-невролог, председатель Совета Молодых ученых ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова м.т. +7-921-356-81-36

Канис-терапия. Собаки помогают в реабилитации!

5-6 февраля в моем родном Медицинском Университете имени академика Павлова случился 4-й Всероссийский Конгресс по Канис-терапии с международным участием. Прямую трансляцию Конференции можно было увидеть и в сети. Кроме того, возможность задать вопросы докладчикам была не только у присутствующих в зале, но и у тех, кто участвовал в работе Конгресса удаленно.

Канис-терапия (канистерапия) – это метод реабилитации со специально обученной собакой. «Канис» — название собаки на латыни. Такую специальную лечебную собаку часто называют «собака-терапевт» или «собака-ассистент», в официальных документах пишут: «собака средство реабилитации».

Подробнее о методе канис-терапии и его развитии в России узнайте на сайте Канис-терапия России — море информации!

Итак, коротко расскажу Вам о докладах, прозвучавших 5 февраля.

 

Канис-терапия в социально-психологической реабилитации

 

Нина Павловна Ванчакова, профессор и доктор медицинских наук, рассказала о том, что собака может принимать участие в восстановлении высших психических функций. Канис-терапия может быть направленной (когда с помощью собаки решаются специальные задачи в рамках достижения структурированных и спланированных целей) и ненаправленной (более общее воздействие на психику клиента).

Основными направлениями канис-терапии являются лечебно – контактное, диагностическое (оказывается, собака не только наркотики может найти, но и локализовать зону патологии в теле – злокачественную опухоль, например). Конечно, прозвучали слова о собаках-поводырях.

И (самое главное для реабилитологов) – реабилитационное направление в канис-терапии, когда собака становится участником мультидисциплинарной реабилитационной бригады (МДБ). Канис-терапия применяется в лечении пациентов с зависимостями, а также в дефектологии.

В докладе Нины Павловны были озвучены актуальные вопросы, требующие решения – создание программ лечения и реабилитации, разработка моделей сотрудничества участников МДБ и моделей подготовки собак-терапевтов и, конечно, содержание приемов канис-терапии (регулярность визитов, критерии достаточности воздействия и т.д.).

Кроме того, пока нет утвержденных программ подготовки волонтеров.

 

Применение международной классификации функционирования в канис-терапии

 

Алексей Андреевич Шмонин, доцент кафедры физических методов лечения и спортивной медицины СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова, рассказал о применении МКФ (Международной Классификации Функционирования) в канис-терапии.

В своем докладе Алексей определил канис-терапию, как «вид лечения и реабилитации человека в игровой форме при помощи специально подготовленных, обученных собак и под руководством канис-терапевта».

МКФ является международным языком реабилитологов уже более 10 лет и (наконец-то) на этом языке начинают «говорить» реабилитологи нашей страны!

Союз Реабилитологов России создал и тестирует программу ICF-Reader, которая поможет различным специалистам, принимающим участие в процессе реабилитации, освоить МКФ и использовать ее в своей практической работе. Программа позволяет осуществлять поиск доменов МКФ, соответствующих задачам различных специалистов.

 

Использование канис-терапии в абилитации детей с детским церебральным параличом

 

Мария Николаевна Мальцева рассказала об использовании канис-терапии в абилитации детей 6-9 лет со спастической формой ДЦП, представив результаты 3 лет работы с 62 детьми.

Мария дала еще одно определение канис-терапии: «Междисциплинарная методика нормализации качества жизни пациента, использующая специальным образом подготовленных собак для включения пациента в терапевтическую деятельность».

В исследовании Марии критериями объединения детей в группы служили конкретные проблемы самообслуживания, которые у них были. Проблема тревожности, направленной на медицинский персонал, и проблема снижения мотивации к движению решались посредством взаимодействия с собакой без акцента на реабилитационные действия.

Мария отметила, что очень важно быстро перевести ненаправленную активность в направленную, чтобы собака не стала для ребенка просто игрушкой, а решала необходимые реабилитационные задачи в рамках поставленных специалистом целей!

Проблемы гиперопеки со стороны родителей и патологических поз решались позиционированием с участием собаки (это были различные укладки с собаками). Использовались только физиологически комфортные позы! Не использовались жесткие укладки, чтобы встреча с собакой у ребенка не ассоциировалась со стрессом.

Собаки (при помощи специальных игр) помогали детям в перекатывании, заползании на кушетку, вставании из позы сидя – и даже в освоении ходьбы с ходунками! У всех детей, с которыми работала Мария, была зависимость от помощи родителей в ходьбе.

Применялась игра в падение «упали-затаились», чтобы обучить детей безопасному падению.

В завершение каждого занятия с целью релаксации, а также расширения зоны игровой деятельности у ребенка было 5-7 минут свободного времени, когда он мог свободно играть с реквизитом, используемым в процессе канис-терапии.

Эффективность проделанной работы была подтверждена с помощью эрготерапевтической шкалы COPM и других реабилитационных шкал.

 

Программа канис-терапии «Театр с собаками» для подростков с синдромом Дауна

 

Нина Михайловна Третьякова, преподаватель «СПб Даун-центр», мастер спорта и руководитель спортивно-цирковой студии, рассказала о психолого-педагогических приемах социальной интеграции в программе канис-терапии для подростков с синдромом Дауна «Театр с собаками».

Укажу основные моменты ее выступления:

— занятия проводились 1 раз в неделю, 30-45 минут (для постановки танца понадобилось около года регулярных занаятий)

— родителям давались домашние задания для проведения репетиционной работы дома

— с апраксией справлялись приданием конечностям правильного положения и повторением фиксации конечности несколько (4-6) раз

— основные сложности касались взаимодействия детей и их агрессии

— опыт работы с группой продемонстрировал высокую эффективность введения в конфликты собаки

— оказалось, что после танцевального выступления дети вполне способны оценить его качество, при этом самокритичны и готовы работать над ошибками

Моими любимыми цитатами этого сообщения стали такие:

«Мы занижаем планку детям с синдромом Дауна, а необходимо выставить ее оптимально! Нужно очень внимательно определять пределы их возможностей и быть постоянно готовыми к пересмотру этих пределов в сторону увеличения требований»

«Дети с синдромом Дауна – великие манипуляторы!»

«Танец очень многое «вытаскивает» из них, но родители, к сожалению не очень готовы к улучшению детей…».

 

Также прозвучал интереснейший доклад Марии Мальцевой о канис-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, и сообщение о терапевтическом вкладе собак в реабилитацию взрослых пациентов после ишемического инсульта (!).

Наш совместный с Марией опыт ведения 50-летнего клиента после тяжелого правополушарного ишемического инсульта (комбинация физической терапии, эрготерапии и канис-терапии) показал, что канис-терапия способствует восстановлению движений в паретичной руке, повышая мотивацию к совершению движений, увеличивает степень активности в повседневной деятельности.

В завершение хочу сказать, что все материалы 4-го Всероссийского Конгресса по Канис-терапии будут выложены на сайте Союза Реабилитологов России и мы сможем более подробно с ними познакомиться!

 

Главный вопрос

Тот вопрос, с которого стоит начинать общение с клиентом и родственниками (не сразу и не всегда «в лоб», но все же).

Звучит он так: «Вам ЭТО зачем?». ЭТО – любое тяжелое (да и легкое) заболевание, состояние, положение и т.п. Например, «зачем Вам инсульт?», «зачем Вам черепно-мозговая травма?», «зачем Вам травма спинного мозга?».

Для честного ответа на него необходимо знать простейшую классификацию целей (Евгений Хохлов, благодарю за науку 7-летней давности!)

Итак, цели бывают:
1) сознательные,
2) НЕОСОЗНАННЫЕ.

Неосознанные касаются личного уровня, а также семейной и родовой систем клиента (если идти глубже).

Если интересует родовая глубина – рекомендую своим клиентам, а также их родственникам системные семейные расстановки по методу Берта Хеллингера.

Ответ на вопрос про ЭТО находится в пространстве НЕОСОЗНАННЫХ целей, а в процессе формулировки их можно перевести в сферу сознательных!

Если удается хотя бы начать отвечать на этот вопрос («смелее, освободите свое воображение – и лучше письменно, чем устно!»), то клиент берет на себя гораздо больше ответственности за сотворенное им заболевание и свою ситуацию, чем на старте.

И реабилитация идет с другой скоростью — на качественно более высоком уровне!

Самое интересное для реабилитолога – начать задавать этот вопрос себе.

«Зачем ты занимаешься реабилитологией?», например.

Или — зачем ты живешь свою жизнь?

uYSieVadWrk

Отзыв супруги клиента после инсульта. Ноябрьский

Для проведения реабилитационных занятий после инсульта Ягмурова Виталия Харлампиевича, по рекомендации знакомых, обратились к врачу-реабилитологу Жидченко Юрию Александровичу.

Занятия проводились с 14 сентября по 3 ноября. Были предложены упражнения для улучшения подвижности рук и ног (плечи, кисти, колени, стопы). Проводились упражнения для глаз, дыхательные упражнения, и для утренней гимнастики. Применялись технические средства: мяч, велотренажер. Учились самостоятельно надевать носки, туфли и др. Учились ходить по лестнице вверх и вниз.

При проведении всех занятий велся контроль давления и дыхания.

Результатом проделанной работы очень довольны. Двигательная активность Ягмурова Виталия Харлампиевича значительно улучшилась. Выражаем благодарность Жидченко Юрию Александровичу! Он очень терпелив и внимателен.

 

Галина Петровна Ягмурова,

3 ноября 2015 года

 

Реабилитация на дому, как важнейший элемент системы реабилитации после инсульта

Это тезисы моего доклада, опубликованные в сборнике трудов VI научно-практической конференции «Актуальные вопросы реабилитации», которая состоялась 11 декабря 2015 года в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете. Благодарю всех организаторов конференции! Особенно — доктора медицинских наук, профессора Галину Анатольевну Суслову, заведующую кафедрой реабилитологии.

 

Реабилитация на дому, как важнейший элемент системы реабилитации после инсульта.

 

Жидченко Ю.А.

ИП Жидченко Ю.А.

Санкт-Петербург

 

Актуальность темы связана со статистикой инсультов в Российской Федерации. В нашей стране ежегодно регистрируется около полумиллиона случаев инсульта [1]. Более точные цифры имеются в территориально-популяционном регистре, однако таковой ведется не во всех регионах, и не все заболевшие инсультом пациенты регистрируются. Посмотрим на статистические данные американской National Stroke Assoсiation [2] применительно к структуре процесса восстановления после инсульта в РФ. Из 100% пациентов после инсульта – 15% умрут вскоре после него, 10% восстановятся почти полностью и не потребуют реабилитации, 25% останутся после инсульта с минимальными нарушениями (minor impairment). Оставшиеся 50% получат  нарушения средней степени или тяжелые и потребуют специальной помощи (из них 10% будут помещены в дома сестринского ухода или другие учреждения оказания длительной помощи).

 

Когда пациент готов к выписке, то следующим компонентом научно-доказательной программы восстановления становится РПВ — ранняя поддержка выписки (англ. ESD – early supported discharge), при которой команда специалистов по инсульту проводит реабилитацию на дому у пациента [3].

 

Именно пациенты с тяжелыми нарушениями или нарушениями средней степени тяжести будут нуждаться в реабилитации на дому после выписки из неврологического отделения стационара или пребывания в реабилитационном центре.

 

По наблюдениям автора этого доклада, который провел более 5000 восстановительных тренировок в домашних условиях, недостаточная длительность пребывания в реабилитационных центрах (30-40 дней), низкий профессиональный уровень предоставляемой физической терапии, отсутствие стратегического планирования, преобладание пассивных воздействий над активным тренировочным подходом и отсутствие ранней поддержки выписки приводят к неудовлетворительным результатам реабилитационного процесса.

 

На международных конференциях, которые ежегодно проводятся в Москве, вопросы реабилитации на дому после инсульта не освещаются. Отмечу одну работу из материалов IV Международного Конгресса «Нейрореабилитация  2012» (Давыдкин Н.Ф., Номоконов Г.Г., Черных Е.В), в которой исследовалась роль родственников в организации процесса восстановления после церебрального инсульта. Авторы указывают, что 37,5 % родственников считали свое жилье полностью готовым к принятию больного с двигательным дефицитом, однако 83,4% из них не смогли объяснить, что такое готовность жилья.

 

Все больше врачи и пациенты начинают осознавать разнообразные преимущества реабилитации на дому – профессиональных услуг, предоставляемых в условиях, в которых люди проводят большую часть своего времени [4]. Научные работы по теме реабилитации на дому после инсульта выполняются, в основном, за границей. Научных статей по этой теме в отечественной литературе почти нет. В частности, многолетний опыт коммерческого Санкт-Петербургского центра реабилитации на дому «Кинезис» (директор – Джумаев С.А.) был представлен на конференции по реабилитации больных с двигательными нарушениями, которая состоялась в Нижнем Новгороде в 2009 году [5]. Реабилитация на дому видится авторам статьи, как эффективное дополнение и продолжение стационарного этапа реабилитации, а часто – как единственно возможная его замена.

 

Индивидуальный вклад специалистов по физической терапии и эрготерапии в процесс восстановления после инсульта на дому отмечен в иностранной научной литературе. Показано, что специалист по реабилитации на дому должен быть частью команды профессионалов по оказанию помощи после инсульта, получать достаточно ресурсов для своей деятельности, интегрироваться в амбулаторную сеть и иметь прочные связи с социальными службами и волонтерскими организациями [6]. Автор этого доклада также показал эффективность индивидуального вклада физического терапевта в процесс восстановления после инсульта, представив в Риге, в рамках 4-й  Конференции по Физической медицине и Реабилитации стран Балтийского и Северного морей (16-18 сентября 2015 года), один из многих случаев успешного восстановления на дому [7].

 

В завершение необходимо отметить, что подготовка специалистов по реабилитации на дому в Российской Федерации и обеспечение им возможности действовать в правовом поле необходимы для построения системы реабилитации после инсульта в масштабах страны.

 

Литература:

  1. Интервью с и.о. директора НИИ цереброваскулярной патологии инсульта, д.м.н., проф. Людмилой Витальевной Стаховской. Сборник статей «Организация помощи больным инсультом в Российской Федерации». Москва, Медиа Сфера, 2014.
  2. Prognosis for Stroke Rehabilitation. MediFocus Guidebook «Stroke Rehabilitation», 2011. www.medifocus.com
  3. Helen Rogers (Newcastle University, UK). Content of rehabilitation in Stroke Units. Abstracts from the 4th Baltic and North Sea Conference on Physical and Rehabilitation Medicine. Journal of Rehabilitation Medicine. Vol. 47, No.8, September 2015.
  4. Wendy K. Anemaet, Michelle E. Moffa-Trotter (Home Care Therapists, Board Certified Specialists in Geriatric Physical Therapy). Home Rehabilitaton. Guide to Clinical Practice. Preface.
  5. С.А. Джумаев, Д.В. Поляков, Ю.А. Жидченко «Амбулаторная физическая реабилитация больных с двигательными нарушениями. Опыт, проблемы, перспективы». Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы восстановительной медицины и реабилитации больных с двигательными нарушениями». Нижний Новгород, 2009.
  6. Gilbertson, L. (2000). Home rehab improves stroke outcomes. Health and Ageing (May), 49-51.
  7. Yury Zhidchenko (Home Rehab PT, St.Petersburg, Russia). Home Rehabilitation after severe ischemic stroke. A case study of individual physiotherapeutic input. Abstracts from the 4th Baltic and North Sea Conference on Physical and Rehabilitation Medicine. Journal of Rehabilitation Medicine. Vol. 47, No.8, September 2015.

 

 

Международная конференция в Риге. 10 ценных моментов!

 

По результатам Международной  конференции по физической медицине и реабилитации в Риге (16 -18 сентября 2015 года)

 

  1. Структура конференции

Организаторам (особенная благодарность профессору Aivars Vetra его команде) удалось избежать излишней широты тем и сосредоточиться на 3 основных:

  • Вопросы иммунологии и реабилитации (фибромиалгия, ревматоидный артрит, полиомиелит)
  • Сложности процесса перехода (transition) от одного возрастного этапа к другому для людей с различными хроническими состояниями
  • Различные аппараты для реабилитации и вспомогательные средства (assistive devices).

По этой причине все участники, взаимодействующие в процессе конференции, могли разделить большинство своих интересов с другими – и диалоги были обоюдополезны.

Всего было 36 докладов приглашенных спикеров — по 30 минут, 29 презентаций (моя тоже) — по 10 минут, и 49 постеров!

Для примера, на 16-й Конференции Европейского Общества Физической Медицины и Реабилитации (ESPRM) в 2008, где я представлял кейс восстановления на дому после тяжелой травмы спинного мозга, было 286 докладов и 493 постера (!).

Тогда мне сложно было ориентироваться в информационном хаосе и находить коллег со схожими интересами. Многие сессии шли параллельными потоками, и меня преследовало чувство неудовлетворенности из-за невозможности быть на многих докладах.

 

  1. Доклады студентов перед конференцией

Участницы (мужчин не было), студентки факультета физической терапии Stradins University, представили свои постеры и сделали короткие сообщения. Уровень работ был достойный, мне понравилось!

Особенно сообщение Гунты (к сожалению, не зафиксировал фамилию…), которая обобщила данные исследований по физическим упражнениям, предупреждающим падения при болезни Паркинсона.

Хотя ее супер-контент из-за скромной, извиняющейся подачи и тихого, неуверенного голоса сильно проиграл…

 

  1. Чувство юмора

Один из частых недостатков научных конференций – они, зачастую незаметно для их участников, становятся слишком серьезными. И, как следствие, скучными…

Поэтому особенно хочу отметить эмоциональный стиль Gerold Stuki, который рассказывал о применении в реабилитации МКФ (Международной Классификации Функционирования).

Кстати, благодаря Герольду и его приглашению в 2007 году я оказался единственным экспертом из России на Конференции по применению МКФ у пациентов с травмой спинного мозга.

Также хороши были шутки Bengt Sjolund, главного редактора Journal of Rehabilitation Medicine! Своими вопросами и комментариями он умело позволял участникам «переводить дух» и не перегружаться информацией.

 

  1. Коллеги из России

Была великолепная команда из Медицинской академии города Иваново с тремя постерными докладами. Екатерина Баклушина – «Результаты комбинированной электростимуляции и механотерапии в реабилитации после инсульта» и Елена Баклушина – «Улучшение информационной поддержки пациентов после инсульта в процессе реабилитации», а также Олег Дуняков — «Функциональное состояние кранио-мандибулярной системы у пациентов с нарушениями циркуляции головного мозга».

Профессора Дудин и Пинчук из Петербурга (Центр реабилитации детей с ортопедическими заболеваниями) представили доклад «Профилактика подросткового идиопатического сколиоза – миф или реальность?».

 

  1. Медицина функционирования

Профессор Герольд Штуки, освещая процесс международного применения МКФ, сказал во время своего доклада в первый день конференции: «Нам необходимо пересмотреть физическую медицину и реабилитацию и превратить их в медицину функционирования, а для этого необходим учет функционирования на уровне системы здравоохранения. Это требует правильного дизайна базы данных для сбора информации о функционировании — на национальном и мировом уровнях. Если мы построим на основании МКФ инструменты для сбора информации, то сможем говорить об эпидемиологии функционирования».

Короче говоря, медицина (в частности, реабилитационная) вплотную подошла к диагностике и лечению функций, а не только структур. Большой шаг, кстати!

 

  1. Приз Европейской Академии Реабилитационной Медицины

В первый день Конференции Anne Chamberlain, глава Призового Комитета, вручила приз доктору Manoj Sivan, британцу индийского происхождения, который занимается разработкой портативного аппарата для восстановления функции руки после инсульта (hCAAR – computer assisted arm rehabilitation device).

Аппарат предназначен для использования в домашних условиях. Если удастся изготовить прототип и провести необходимые тесты, то стоимость такого аппарата будет в десять раз меньше аналогов. Можно будет оснастить этой аппаратурой амбулаторные центры.

Пока – европейские…

 

  1. Реабилитация на уровне сообщества (community based rehabilitation)

После успехов, связанных с созданием сети сосудистых отделений и оснащением реабилитационных центров, в России начинает развиваться система реабилитации на дому.

Или, на первых порах, хотя бы система «ранней поддержки выписки» (ESD – early supported discharge). По-русски аббревиатура могла бы звучать РПВ.

При этом мультидисциплинарная бригада (МДБ) из стационара, в котором лежал пациент, еще до выписки домой оценивает домашнюю среду, дает рекомендации родственникам по ее модификации, а также продолжает процесс реабилитации на дому усилиями физического терапевта, эрготерапевта, речевого терапевта, медицинской сестры и невролога (таков примерный состав МДБ). Есть научно-доказательные данные эффективности такого подхода.

На конференции прозвучал интереснейший доклад профессора Mauro Zampolini об итальянском опыте ранней поддержки выписки после инсульта. В личной беседе выяснилось, что профессор Замполини недавно был в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Планируется сотрудничество с Союзом Реабилитологов и внедрение такого рода системы в России.

 

  1. Лучшие абстракты

Очень порадовали меня португальцы (Eugenia Mendes и Andre Nova)  – простотой и практичностью подхода. Вот ряд тем их абстрактов (постеры):

PP25 Реабилитация пожилых в пансионах – влияние на уровень физического фитнеса и качество жизни.

PP26 Влияние мобилизации и активной программы упражнений на объем движений в суставах у лежачих пациентов с синдромом «неиспользования» (disuse syndrome).

PP27 Реабилитация пожилых в пансионах – улучшение возможностей баланса с помощью специальной платформы.

PP28 Применение программы проприоцетивных упражнений у пожилых.

PP29 Пожилые с переломом шейки бедра – анализ падений и функциональных изменений.

 

  1. Любимые цитаты

«Когда пациент готов к выписке, следующим аспектом научно-доказательной программы лечения инсульта является ранняя поддержка выписки – РПВ (ESD – early supported discharge), при которой команда специалистов по инсульту реабилитирует пациента в домашних условиях. РПВ снижает смертность и зависимость вследствие инсульта на 5.7 %».

Helen Rogers «Content of rehabilitation in Stroke Unit»

«В Израиле есть сильная тенденция к развитию амбулаторной реабилитации и реабилитации на уровне сообщества (community based rehabilitation). Все виды реабилитации за пределами стационара (реабилитация на дому, в дневном стационаре) быстро развиваются в регионах. Эта тенденция особенно выражена в периферических областях страны, где мало реабилитационных центров».

Iuly Treger “The rehabilitation system in Israel”

 

  1. Мои открытия
  • Оказывается, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) имеет такой вот план о том, что же делать с инвалидностью в Мире в 2014-2021 годах (WHO global disability action plan 2014–2021: Better health for all people with disability). А я и не знал (не я один, кстати). Благодарю профессора Anne Chamberlain, которая в первый день Конференции, на пленарном заседании, сделала сообщение об этом документе. Вот: http://www.who.int/disabilities/actionplan/en/. И он переведен на русский!
  • Есть бесплатное приложение для смартфонов под названием MediGrip (разработано аж в 2011 году – архив уже приличный). Сообщает Вам о современной научной информации в области реабилитации и физической медицины. Моя благодарность профессору Henk Stam из Голландии – за разработку этого приложения! Он еще и автор книги «Acute Medical Rehabilitation», на русский язык пока не переведенной.
  • European Assistive Technology Information Network (http://www.eastin.eu/), с отделениями в разных странах Европы. Хочет информировать людей с инвалидностью о различных вспомогательных технических средствах, которые могут им помочь в активностях.

 

После инсульта. Рекомендации ближним помощникам

Помощники пациентов с инсультом, являются они их родственниками или нет, играют важнейшую роль в «новой» жизни пациентов. Это касается планирования питания пациента и приготовления пищи, приема медикаментов, дефекации и мочеиспускания, реабилитации, различных социальных активностей. Они также могут быть связующим звеном между семьей и специалистами по реабилитации.

 

Вот некоторые задачи, о которых важно знать помощникам пациентов:

  • Профилактика повторного инсульта и знание признаков его наступления
  • Прием лекарственных препаратов
  • План лечения и восстановления
  • Перенос тех навыков, которым пациент научился в реабилитационном центре, в домашние условия
  • Помощь пациенту в коммуникации с другими
  • Обнаружение и лечение осложнений после инсульта
  • Обнаружение признаков постинсультной депрессии
  • Определение физических и эмоциональных потребностей пациента
  • Управление поведением и эмоциями после инсульта (например, в случае деменции)
  • Вовлечение пациента/пациентки в различные социальные активности
  • Знать, кому можно позвонить и обратиться с любыми вопросами

 

Помощь пациенту очень энергозатратна и может отнимать у помощников  физические и эмоциональные силы, если они не получают необходимую для оказания эффективной помощи поддержку. В исследованиях было подтверждено, что помощники пациентов после инсульта часто страдают от депрессии (установлено, что депрессия встречается у 20-40% из них), истощения, стресса. Некоторые исследователи отмечают, что частота депрессии может быть выше у помощников, чем у самих пациентов после инсульта.

 

Вот некоторые сложности, с которыми встречаются помощники пациентов:

  • Социальная изоляция
  • Меньше времени на семейные дела
  • Уменьшение качества взаимоотношений
  • Снижение уровня энергии
  • Ухудшение физического здоровья

/Американский актер Кевин Сорбо благодарит свою жену за помощь в восстановлении после инсульта/

 

American Heart Association (AHA) http://www.heart.org  отмечает, что помощники пациентов после инсульта должны быть обследованы в следующих сферах:

  • Признаки депрессии
  • Состояние здоровья
  •  Финансовые вопросы (есть ли у них пособия на медицинское обслуживание?)
  • Знание о ресурсах, необходимых для устранения разногласий с пациентами или другими участниками семьи

 

 

Помощники пациентов после инсульта могут предпринять следующие шаги для предупреждения сложных ситуаций:

  • Поддерживать общение с пациентом, участниками семьи и участниками команды реабилитологов
  • Сохранять позитивное отношение к постоянному прогрессу пациента. Помнить, что приспособление к инсульту – длительный процесс, и прогресс может быть небольшим и поэтому малозаметным. Также стремиться мыслить стратегически и смотреть в будущее, вместо того, чтобы оглядываться в прошлое и сравнивать с ним то, что происходит здесь и сейчас. Научить пациента мыслить так же.
  • Дайте себе время на то, чтобы выработать правильное ощущение того, как сделать так, чтобы для пациента все происходило «без сучка и задоринки» и как выработать эффективный способ общения (коммуникации). Быть помощником – это навык, который требует времени, чтобы обучиться ему  на собственном опыте.
  • Постарайтесь регулярно выделять время, чтобы побыть наедине с собой или выйти из дома по своим личным делам. Постарайтесь каждую неделю брать выходной от помощи пациенту, чтобы общаться со своими друзьями или другими участниками семьи, и не быть только с пациентом. Это уменьшает стресс от пребывания рядом с пациентом все время, без передышки.
  • Вовлеките участников семьи в помощь пациенту. Они могут выполнять специфические задачи, которые Вы считаете полезными для пациента. Например, проводить время с пациентом во время его наибольшей активности; приносить пациенту книги (аудио-книги) или диски с музыкой, которая ему/ей нравится; покупать необходимые вещи, продукты и т.п.
  • Удостоверьтесь, что участники семьи могут заменить Вас, если Вам срочно необходимо заняться своими делами
  • Найдите такие активности вне дома, которые нравятся и Вам, и пациенту. Например, посещение кинотеатра, библиотеки, игра в карты с друзьями, посещение кафе с друзьями и т.п.
  • Найдите группу поддержки пациентов после инсульта и их помощников. В такой группе и Вы, и пациент могут получить пользу, слушая то, как другие преодолевали сходные проблемы. Там же Вы можете найти новых друзей.
  • Если Вы чувствуете себя расстроенным из-за пациента или видите проблемы, которые необходимо решить, сообщите о своих нуждах пациенту (если это уместно), участникам семьи или социальному работнику. Таким образом, решения могут быть найдены быстро.
  • Позитивно относитесь к тому, что Вы делаете. Ведите дневник Ваших успехов и успехов Вашего пациента.

 

Из Medifocus Guide «Stroke Rehabilitation» (раздел «Caregivers Considerations»).

Перевод, дополнения — Юрий Жидченко

Отзывы. Реабилитация на дому после инсульта. Жанна Тимофеевна

Дорогой Юрий Александрович! Самсонова Жанна Тимофеевна очень вам благодарна за вашу проведенную со мной работу. Вы пришли ко мне на первый прием, когда я едва могла сидеть с помощью других. Благодаря вашему умению и подходу вы научили меня сидеть, стоять и т.д. Через 5 месяцев благодаря вашему труду я хожу по квартире, обихаживаю себя — и все это благодаря вашей работе. Большое вам спасибо!

С уважением,

Жанна Тимофеевна

23 августа 2014 года

 

Отзыв. Реабилитация после геморрагического инсульта и операции

Здравствуйте, меня зовут Марина. Хочу рассказать о помощи, которую мы получили от Юрия Александровича и его коллег.

В январе 2014 г с диагнозом “обширный геморрагический инсульт в результате разрыва сосудистой аневризмы головного мозга” мама пролежала в реанимации 2 месяца, перенесла тяжелую операцию на сосуды головного мозга. Врачи делали все возможное, но прогнозы  были неутешительны. В стационарных условиях нам уже ничем не смогли помочь.

После выписки из стационара дома оказался тяжелый лежачий инвалид, требующий постоянного ухода и медицинского внимания. Мама потеряла смысл жизни, не понимала, где находится, не помнила многие жизненные моменты, не могла сама принимать пищу, садиться на кровати. Каждое, даже самое элементарное, движение приносило моральную и физическую боль. На это тяжело было смотреть, надо было что-то делать.

Коллеги по работе посоветовали мне реабилитацию на дому. В интернете я вышла на Юрия Жидченко, который занимается реабилитацией таких людей дома. Мы начали заниматься! Купили педальный тренажер, гимнастические мячи, ленты, степпер.

Проводились психологические беседы, разрабатывались индивидуальные программы по физической терапии, проводились консультации психиатра и нейропсихолога. Под чутким руководством Юрия Александровича мама научилась заново садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по лестнице, одеваться,  а главное – УЛЫБАТЬСЯ! Каждую неделю  проводилась коррекция программы восстановления. Занятия длились от 1 до 2 часов — в зависимости от самочувствия мамы. Нам задавали домашние задания, которые мы старались выполнять в полном объеме, медленно шли к намеченной цели, иногда не получалось и нам вновь приходили на помощь. Нейропсихологи помогают нам восстановить и нарисовать все картинки нашей жизни (прошлой, настоящей и будущей).

Комплекс мероприятий помог поставить маму на ноги!  Я очень благодарна всем за помощь. С Юрием Александровичем мы обрели надежду и веру в то, что все будет хорошо. Прошло уже 7 месяцев, это определенный этап жизни, тяжелый  моральный и физический труд, испытание чувств и отношений! В результате мама возвращается к нормальной жизни, появился интерес к жизни, она стала своими ногами (без помощи средств реабилитации и других членов семьи!) ходить гулять и посещать ближайшие  магазины!

Точно знаю, что терпеть от своих подопечных все капризы, беспричинные страхи, неуверенность, нежелание к занятиям, потому что не получается, может не каждый специалист. Огромное желание помочь, быть нужным, стремление получить положительный результат и облегчить жизнь своим клиентам – это Юрий Александрович.

Хочу пожелать здоровья Вам и Вашим близким, всего самого прекрасного и радостного, успехов в вашем деле!

С уважением,

Судакова Марина Вячеславовна

Сентябрь 2014 г.

Ходьба после инсульта. Не спешите ходить!

Что я имею в виду этим странным призывом: «Не спешите ходить!». Прежде всего, я указываю на то, что ходьбе предшествуют другие этапы, которые необходимо тщательно пройти и не упускать.

Например, освоение переноса веса тела с сильной ноги на паретичную и обратно. Это, в свою очередь, требует усиления мышц паретичной ноги посредством упражнений в положениях лёжа на спине, лёжа на боку, сидя и стоя.  

Кроме того, важнейшим моментом является тренировка чувствительности в паретичной ноге (глубокой и поверхностной). Иногда приходится использовать температурные раздражители (например, лёд), проводить интенсивный массаж с применением лимфодренажных техник (для усиления тактильной и болевой чувствительности), массаж внутренних органов (для активизации рефлекторных связей мышц кишечника и паретичной ноги — такие связи существуют, не удивляйтесь!) и т.д.

В этом видео женщина впервые вышла на улицу и идёт с четырёхопорной тростью.

Предыстория включает несколько падений (в реабилитационном центре и дома)  из-за «подворачивания» левой стопы. Поэтому страх потери равновесия и падения (и сниженная чувствительность в левой, паретичной ноге — перечитайте абзац выше!) заставляет её увеличивать площадь опоры — ставить трость далеко вперёд и в правую сторону, что приводит к перегрузке здоровой, правой ноги.

Это лучше видно во время первых шагов, поскольку я веду съёмку спереди. С левого бока это заметно меньше.

Потребуется работа над ошибками? Безусловно!  

 

В плане:

  • больше времени тратить на перенос веса в паретичную сторону (упражнения стоя!)
  • следить за постановкой трости ближе к себе
  • возможно, перестать использовать эластическую ленту (сложно регулировать силу натяжения!)
  • поместить в обувь подходящие стельки (для коррекции положения стопы)