Вчера в приятной компании молодых ученых, студентов и более опытных коллег в Санкт-Петербурге начался первый день Недели Мозга! Первой лекцией была “Движение и мысль: как мозг учится думать?”, прочитанная профессором Александром Николаевичем Корневым.
Начали с информации об уровневом строении движений по Н.А. Бернштейну, перечислении мозговых структур, обеспечивающих работу разных уровней, а также описания дисфункций, которые на этих уровнях могут возникать.
Интересной для меня была информация о Льве Семёновиче Выготском и его принципе формирования высших психических функций (от интерпсихического к интрапсихическому), а также принципе интериоризации и опосредования (свёртывания действий во внутренний план). Нам, реабилитологам (особенно физическим терапевтам) необходимо расширять свои познания в области психологии обучения!
Важным было и осознание того, что восприятие всегда включает перцептивные действия, которые формируются как навыки. Т.е. ребёнок учится перцептивным действиям в процессе развития! Александр Николаевич рассказал об этом на примере зрительного анализатора. Он также много говорил о роли движения в коммуникации, особенно невербальной.
Озвучен был и принцип хроногенной локализации функций (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский). В разном возрасте различные структуры мозга могут обеспечивать одну и ту же функцию. И наоборот, одна и та же структура мозга на разных фазах развития может выполнять разные функции!
Среди многочисленных вопросов и ответов, прозвучавших после лекции, запомнилась информация о глаголах в речи, означающих движения, и их роли в активации соответствующих моторных зон слушателя!
Вопросы слушателей касались частоты аутизма, особенностей работы зеркальных нейронов, вреда телевидения и гаджетов, значимости водных видов спорта и полезности методик быстрого чтения)
Лекция Юрия Петровича Герасименко, которая продолжила программу первого дня, называлась «Спинно-мозговые механизмы регуляции позы и локомоции». Юрий Петрович в настоящее время работает в США. С 80-х годов прошлого века он изучает эпидуральную и глубинную стимуляцию внутриспинальных структур.
Эта лекция вызвала у меня особенный интерес, поскольку я уже 14 лет помогаю людям с тяжелыми неврологическими диагнозами (в том числе, после травмы спинного мозга) в домашних условиях становиться активнее и самостоятельнее!
Юрий Петрович рассказал об экспериментах на крысах, проведённых в 1997 году в Хьюстоне, в которых, смещая эпидуральный электрод, ученые искали уровень спинного мозга, стимуляция на котором вызывает локомоцию.
Услышали мы о работах 2007 года в Кентукки по имплантации 16-электродных матриц для электростимуляции, во время которой испытуемым удавалось самостоятельно стоять и удерживать вертикальную позу.
Позднее к стимуляции стали добавлять фармакологическое воздействие на различные типы рецепторов (дофаминовые DA1, серотониновые 5HT2, 5HT7; 5HTA1, норадреналиновые NA2 и др.). В экспериментах на крысах были показаны различные типы локомоции в зависимости от уровня электростимуляции и типа фармакологического воздействия.
Больше всего меня заинтересовала работа “Voluntary control during spinal cord stimulation”, опубликованная в Lancet (2011): https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(11)60547-3/fulltext?code=lancet-site. 23-летнему мужчине с травмой на уровне С7-Т1 проводилась эпидуральная стимуляция 16-электродной матрицей на уровне L1-S1 (29 сессий). Пациент мог самостоятельно стоять во время стимуляции.
Наибольший интерес для меня, как специалиста по двигательной реабилитации, представляли видео-записи двигательной активности испытуемых во время электростимуляции!
Юрий Петрович упомянул о своих работах последних лет, в которых ученые стремятся к неинвазивному доступу к нейронным локомоторным сетям человека, используя электроды накожно. Мультисегментарная стимуляция спинного мозга возможна только при накожной стимуляции!
Вдохновляет способность учёного и его коллег идти вперёд, вопреки догматическим представлениям о возможностях пораженного мозга… Хочется пожелать более тесного сотрудничества с физическими терапевтами во время планирования и проведения экспериментов!