Помощники пациентов с инсультом, являются они их родственниками или нет, играют важнейшую роль в «новой» жизни пациентов. Это касается планирования питания пациента и приготовления пищи, приема медикаментов, дефекации и мочеиспускания, реабилитации, различных социальных активностей. Они также могут быть связующим звеном между семьей и специалистами по реабилитации.
Вот некоторые задачи, о которых важно знать помощникам пациентов:
- Профилактика повторного инсульта и знание признаков его наступления
- Прием лекарственных препаратов
- План лечения и восстановления
- Перенос тех навыков, которым пациент научился в реабилитационном центре, в домашние условия
- Помощь пациенту в коммуникации с другими
- Обнаружение и лечение осложнений после инсульта
- Обнаружение признаков постинсультной депрессии
- Определение физических и эмоциональных потребностей пациента
- Управление поведением и эмоциями после инсульта (например, в случае деменции)
- Вовлечение пациента/пациентки в различные социальные активности
- Знать, кому можно позвонить и обратиться с любыми вопросами
Помощь пациенту очень энергозатратна и может отнимать у помощников физические и эмоциональные силы, если они не получают необходимую для оказания эффективной помощи поддержку. В исследованиях было подтверждено, что помощники пациентов после инсульта часто страдают от депрессии (установлено, что депрессия встречается у 20-40% из них), истощения, стресса. Некоторые исследователи отмечают, что частота депрессии может быть выше у помощников, чем у самих пациентов после инсульта.
Вот некоторые сложности, с которыми встречаются помощники пациентов:
- Социальная изоляция
- Меньше времени на семейные дела
- Уменьшение качества взаимоотношений
- Снижение уровня энергии
- Ухудшение физического здоровья
/Американский актер Кевин Сорбо благодарит свою жену за помощь в восстановлении после инсульта/
American Heart Association (AHA) http://www.heart.org отмечает, что помощники пациентов после инсульта должны быть обследованы в следующих сферах:
- Признаки депрессии
- Состояние здоровья
- Финансовые вопросы (есть ли у них пособия на медицинское обслуживание?)
- Знание о ресурсах, необходимых для устранения разногласий с пациентами или другими участниками семьи
Помощники пациентов после инсульта могут предпринять следующие шаги для предупреждения сложных ситуаций:
- Поддерживать общение с пациентом, участниками семьи и участниками команды реабилитологов
- Сохранять позитивное отношение к постоянному прогрессу пациента. Помнить, что приспособление к инсульту – длительный процесс, и прогресс может быть небольшим и поэтому малозаметным. Также стремиться мыслить стратегически и смотреть в будущее, вместо того, чтобы оглядываться в прошлое и сравнивать с ним то, что происходит здесь и сейчас. Научить пациента мыслить так же.
- Дайте себе время на то, чтобы выработать правильное ощущение того, как сделать так, чтобы для пациента все происходило «без сучка и задоринки» и как выработать эффективный способ общения (коммуникации). Быть помощником – это навык, который требует времени, чтобы обучиться ему на собственном опыте.
- Постарайтесь регулярно выделять время, чтобы побыть наедине с собой или выйти из дома по своим личным делам. Постарайтесь каждую неделю брать выходной от помощи пациенту, чтобы общаться со своими друзьями или другими участниками семьи, и не быть только с пациентом. Это уменьшает стресс от пребывания рядом с пациентом все время, без передышки.
- Вовлеките участников семьи в помощь пациенту. Они могут выполнять специфические задачи, которые Вы считаете полезными для пациента. Например, проводить время с пациентом во время его наибольшей активности; приносить пациенту книги (аудио-книги) или диски с музыкой, которая ему/ей нравится; покупать необходимые вещи, продукты и т.п.
- Удостоверьтесь, что участники семьи могут заменить Вас, если Вам срочно необходимо заняться своими делами
- Найдите такие активности вне дома, которые нравятся и Вам, и пациенту. Например, посещение кинотеатра, библиотеки, игра в карты с друзьями, посещение кафе с друзьями и т.п.
- Найдите группу поддержки пациентов после инсульта и их помощников. В такой группе и Вы, и пациент могут получить пользу, слушая то, как другие преодолевали сходные проблемы. Там же Вы можете найти новых друзей.
- Если Вы чувствуете себя расстроенным из-за пациента или видите проблемы, которые необходимо решить, сообщите о своих нуждах пациенту (если это уместно), участникам семьи или социальному работнику. Таким образом, решения могут быть найдены быстро.
- Позитивно относитесь к тому, что Вы делаете. Ведите дневник Ваших успехов и успехов Вашего пациента.
Из Medifocus Guide «Stroke Rehabilitation» (раздел «Caregivers Considerations»).
Перевод, дополнения — Юрий Жидченко